Очередной раз пообщавшись с клиентом по поводу падения позиций сайта, я решил показать ему прикол, который сейчас продемонстрирую и вам. Опытных SEO специалистов это не удивит, а вот некоторых владельцев бизнеса может.
Сначала вводная информация. (Речь о ПС Яндекс)
Сайт на продвижении 6 месяцев. За период показан хороший рост. Последние два месяца позиции по ядру зафиксировались в районе 30% в топ10. Конечно же каждый сбор показывал уникальные цифры в районе 25-33%, я называю среднее за период. И каждый раз при снижении позиций даже на 1-2% клиент спрашивал меня, почему мы падаем. Вдруг, очередная проверка показывает 22% в топ10. Далее диалог, примерно следующего содержания.
Клиент: Мы снова падаем? в чем дело?
SEO: Не обязательно. Данных недостаточно, нужно больше времени. Главное динамика, единичный сбор зачастую ни о чем не говорит.
Клиент: В смысле. Я же вижу график. Мы упали! Вы меня хотите обмануть!
~~~ Пересобираю позиции по части упавших запросов возвращая потерянные 8% и даже выкручивая лишних 2% ~~~
SEO: Вот вам новый график, 32% в топ10 - смотрите.
Клиент: Что происходит, это накрутка?!
SEO: Нет, я просто обновил позиции по части запросов из сегодняшего сбора. Это не накрутка, а следствие того, что выдача поисковика не статична и персонализирована. Т.е. данные динамичны и результаты сбора позиций не обладают высокой точностью.
Клиент: И что делать, как мне понять растём мы или падаем?
Давайте поясню подробнее, что вообще произошло
Ниже статистика из Яндекс Вебмастера по одному запросу за 1 день. Имеем 48 показов сайта за сутки по региону Москва на РАЗНЫХ позициях. Средняя позиция - 13,25. Часть показов на 4-10 позиции, часть на 11-50 позиции.
Далее тот же запрос, статистика за неделю.
Есть 1 показ в ТОП3, основная масса на 11-50 позиции. При этом мы не знаем какое там распределение позиций внутри, диапазон очень большой и вполне вероятно, что есть несколько показов на 40+ позициях.
Что всё это значит на практике
Чтобы стало еще нагляднее, я сгенерировал график на основе реальной средней позиции одного поискового запроса.
Для примера возьмем 5-ю дату. Средняя позиция 9,5. При этом есть показы и на 4 и на 15 позициях. Но основная концентрация вокруг 9-10 позиции. Потому средняя позиция за день - 9,5. А если взять 6-ю дату, там все показы на 8 позиции. Повторюсь, что график показов сгенерирован, т.е. он не соответствует реальным данным по запросу, а создан лишь для демонстрации того, что происходит на поиске. Действительна тут только красная линия средней позиции, эти данные из Яндекс Вебмастера.
Как вывод, при сборе позиций вы можете получить какое-то значение, которое с некоторой вероятностью может оказаться далёким от среднего. Можно получить топ-5 по запросу, хотя на самом деле средняя позиция запроса - 15, а может быть и обратная ситуация.
Поэтому, для того, чтобы говорить о падении или росте - требуется больше данных. И как вывод - не нужно при каждом изменении позиций, будь то рост или падение резко реагировать на эти изменения. Рекомендую смотреть динамику как минимум на периоде в 2-3 дня и только потом делать какие-то выводы. А на колебания +-10-20% от текущего ТОП-10 можно не обращать внимания. Т.е. если сегодня 30% а завтра 28% - это норма.
P.S. Особо требовательные могут выгружать данные из Яндекс Вебмастера (мониторинг поисковых запросов) или пользовать API Яндекс Вебмастера, т.к. более точных данных нет ни у кого, кроме поисковых систем. Подробнее об этом можно почитать к примеру тут.