Ситуация с прогнозированием на рынке и при чем тут гарантии
Прогнозирование SEO трафика применяется для:
- Оценки трафикового потенциала сайта;
- Подготовки прогноза для продажи услуг SEO;
- формирования «реалистичных» ожиданий у заказчика;
- для возможности применить KPI к проекту в зависимости от полученного результата;
- чтобы дать клиенту гарантии.
Если обобщить все вышеуказанные задачи, то основная роль прогнозирования трафика, как правило — продажа SEO продвижения клиенту. Так как все мы любим цифры, нужно иметь хоть что-то осязаемое, кроме опыта, кейсов и обещаний вывода сайта в ТОП. Чаще всего этими осязаемыми вещами является прогноз и гарантии на его выполнение или его части.
С прогнозированием в той или иной мере работают все и агентства и фрилансеры и эксперты. Они используют различные методики расчета, но общее у них одно — построение точного прогноза в SEO невозможно.
В чем проблема прогнозирования? — В его точности
Главный момент, который необходимо понимать самому и суметь донести до клиента — построить точный прогноз невозможно. Прогноз погоды в наше время имеет большую точность, чем прогноз трафика из поисковых систем.
Базовые показатели всегда используемые при прогнозировании SEO-трафика это частотность запросов, сезонность спроса, текущий трафик сайта, CTR. И уже тут в базе мы имеем кучу неточностей. Частотность запросов может быть накручена, может быть различной в разных поисковых системах. В трафике сайта присутствует бренд, который можно легко вытащить в яндекс, но сложно в Google. Про CTR и говорить нечего, он может отличаться на каждом запросе, поэтому берутся усредненные показатели. Опять же CTR какой позиции брать? Мы не можем с достоверностью предсказать какая именно позиция будет у сайта после продвижения.
Уходя в глубь оказывается, что для «точного» прогноза нужно учесть кучу факторов вплоть до ассортимента на каждый кластер запросов. Есть методики скоринга семантики, например Иванова Дмитрия.
Но он сам упоминал, что прогноз точен на определенный момент времени, завтра он уже может не соответствовать действительности.
Такое прогнозирование с построением стратегии продвижения имеет место быть, но не для каждого клиента. Все эти изощрения с попыткой охватить всё и посчитать максимально точно приводят к тому, что прогнозирование становится отдельной услугой, на которую надо потратить много средств и времени, да и стоимость такой услуги высока.
Как итог в среднем по больнице, прогнозирование используется в его простых формах, для приблизительной оценки потенциала трафика, чтобы в конце концов продать клиенту услуги SEO.
Как сделать прогноз трафика, который будет оптимальным для заказчика и исполнителя
Для продажи услуг SEO нужен такой прогноз, на который не нужно тратить недели времени. При этом, самое сложное в прогнозировании это попасть в область, которая устроит обе стороны. То есть нужно угодить клиенту, показав ему, что он может получить результат в пределах его ожиданий. Не попасть слишком высоко, чтобы в итоге его выполнить, и одновременно быть близким к действительному потенциалу сайта.
То, что я описал в предыдущих предложениях уже выглядит как гадание на кофейной гуще и в принципе оно так и есть, потому как, я уже упоминал, что сделать точный прогноз невозможно. Итак, переходим к подготовке простого прогноза. Инструменты, которые понадобятся:
- Вордстат;
- Сервисы поисковой аналитики. До недавних событий выбор таковых был шире, на данный момент из достойных сервисов с возможностью поиска конкурентов, оценки их трафика и схожести можно назвать МегаИндекс, SemRush, без оценки схожести SimilarWeb;
- Ваш опыт в продвижении в целом, а также в конкретных нишах;
- Данные клиентского сайта (счётчики статистики, данные сервисов сбора позиций) .
Прогноз опирается на два основания:
- Текущая видимость сайта в поиске;
- Нереализованный потенциал сайта.
Причем иногда специалисты пренебрегают первым пунктом и строят прогноз без опоры на текущую видимость, что в принципе в некоторых случаях допустимо, зачем тратить время, да?
Но всё же, если мы хотим показать клиенту профессионализм ещё на первом касании, нужно поработать.
Итак, пункт первый. Определение текущей видимости и трафика.
На этом этапе нужно запросить у клиента все данные по продвижению, что у него имеются. Счётчики, вебмастер, ядро с выгрузкой позиций. Стоит уточнить, представлены ли на данный момент на сайте все товары/услуги, если нет, запросить их, так как эти данные пригодятся при оценке потенциального трафика.
Получив данные приступаем к работе. Нам необходимо построить график базового трафика (трафика который был бы у сайта без SEO продвижения).В редких случаях, когда на сайте ничего не менялось более года, можно просто взять помесячный трафик прошлого года, за вычетом бренда, на всякий случай сравнить его с сезонностью по паре ВЧ запросов, и если нет отклонений, сказать что в следущие 12 месяцев трафик будет таким же как и прошлые 12 месяцев. То есть выгружаем из метрики помесячный трафик за год и готово.
Это большая редкость и обычно процесс подготовки прогноза базового трафика выглядит следующим образом. Берём трафик за месяц до текущего, вычитая из него бренд и сохраняем. Далее, определяем с десяток ВЧ и СЧ ключей, соответствующих сайту и начинаем работу с вордстатом. При этом мы не берём те направления которые только в планах у клиента, т.е. запросы, которые на данный момент не охвачены сайтом, так как без продвижения и работы с сайтом их вероятно и не было бы и они не влияли бы на трафик. В вордстате снимаем статистику за год по всем выбранным ключам. Получаем средние значения в каждом месяце.
После чего делим частотность предыдущего месяца на полученные в каждом месяце значения. Тем самым, получая коэффициент сезонности в каждом месяце. Затем умножаем трафик предыдущего месяца на коэффициенты по месяцам и получаем прогнозные значения поискового трафика без SEO продвижения с учётом сезонности спроса.
Переходим к пункту два — возвращаемся к гаданию на кофейной гуще.
Чтобы немного упростить себе задачу мы можем указать сразу несколько значений возможного прироста. То есть, например, пессимистичный вариант, оптимальный и благоприятный.
Так поступают многие агентства. Тут я немного забежал вперёд, нужно же рассказать, откуда вообще брать цифру прироста.
Нам нужно оценить, каких значений трафика сайт может достигнуть через год продвижения. По хорошему нужно собрать семантику по которой планируете продвигаться, собрать частотку, сложить её, умножить на CTR. Так мы получим максимальный трафик который сайт может получить из поиска. Казалось бы способ достаточно затратный по времени, но и тут погрешность будет высокой. Вы не сможете охватить ядром 100% реального спроса, остальные проблемы я описывал в блоке проблем.
Таким образом, у нас есть число, которое можно использовать в прогнозе как максимальный трафик сайта.
Дополнительно (а зачастую вместо, мы же хотим сэкономить время) смотрим трафик конкурентов в сервисах поисковой аналитики типа МегаИндекс.
Но основываясь на полученных в сервисе данных, можно предположить потенциальный трафик сайта из поиска.Для построения графика прироста нам снова потребуется сезонность. Данные уже собраны, при условии, что в сборе учтены все основные направления сайта.
Так же нужно назначить какая доля прироста будет получена на каждом месяце продвижения. Проще говоря, мы предполагаем, что через год сайт будет иметь такой-то трафик (можете взять максимальный, а лучше его долю). Он берется за 100% или единицу. На остальных месяцах плавно убавляем прирост и получаем красивый график прироста.
Упрощаю вам задачу, делюсь шаблоном для быстрого построения прогноза
Если вы что-то не до конца поняли, не расстраивайтесь. Я поделюсь с вами шаблоном, который подготовлен совместно с Константином Астаховым. С помощью этого шаблона вы сможете быстро готовить прогнозы по трафику.
В нем для примера забиты некоторые рандомные данные, присутствуют примечания, чтобы разъяснить моменты, которые могут показаться сложными.
В шаблоне используются 2 прогноза - оптимальный и благоприятный. В чем смысл такого подхода? Некоторые специалисты и агентства дают гарантии на один из вариантов прогноза. Некоторые используют один из вариантов прогноза для KPI, то есть ставят условия, что если вот этот прогноз будет выполняться, то клиент будет обязан заплатить сверху ежемесячного платежа N рублей за каждый визит сверх прогноза.
Вы можете построить прогноз под свои условия работы с клиентами. Успехов в привлечении клиентом и всего хорошего!
Оригинал статьи на vc.ru