Построение SEO для E-commerce на основе фасетной навигации (перемножения свойств) с максимальной автоматизацией.

Sept. 3, 2020

Эта статья не является рекламой какого-нибудь SEO-фильтра, который нагенерит тысячи страниц под микроНЧ и обещает море трафика. Автор статьи не имеет никакого отношения к сайтам, использованным для примеров.

Фасетная навигация — это тип навигации преимущественно используемый интернет-магазинами для предоставления пользователям удобного способа подбора товаров по различным критериям. Каждое свойство добавляет уникальное значение к текущему набору тем самым отфильтровывая товары.

Этот тип навигации отлично подходит для тематик где много различных свойств товаров, имеющих спрос. Например, в тематике освещения такими свойствами могут быть "цвет", "материал", "тип ламп" (светодиодные, накаливания), "тип цоколя" (E27, E14), "тип светильника" (подвесной, потолочный) и пр.

Итак, мы имеем дело с сайтом с фасетной навигацией, или реализуем её на своём сайте. На что смотреть?

Есть 2 наиболее часто используемых формата URL при использовании фасетов (во всяком случае я вижу подобные варианты наиболее часто):

  • /категория/свойство1/свойство2/свойство3/
  • /свойство1-свойство2-свойство3-категория/

Первый случай намного удобнее в плане аналитики трафика, т.к. посмотреть трафик на определенную категорию или подкатегорию очень просто в Яндекс Метрике или Google Analytics по уровню вложенности страниц входа.

Во втором случае чуть сложнее, и вероятно потребуются регулярные выражения.

Конечно же могут использоваться и другие схемы построения URL. Но нам следует стремиться к наиболее короткому и читаемому варианту, приближенному к семантике.

Важно: независимо от того какой вариант вы выберете, необходимо выстроить между слагами в URL строгую иерархию. Только URL соответствующий верной иерархии должен давать 200 ответ. Неверные – 404 или 301 на правильную комбинацию.

Иначе могут быть дубли страниц вида:

  • /категория/свойство1/свойство2/свойство3/
  • /категория/свойство2/свойство1/свойство3/
  • /категория/свойство3/свойство2/свойство1/

Очевидно, для того чтобы боты поисковых систем могли переходить по всем фасетам – нужны индексируемые ссылки.

Ссылки могут располагаться прямо в фильтре. Для удобства пользователей, реализуется такой функционал, при котором клик в свойство фильтра не приводит к переходу на страницу, а просто ставит чек-бокс. Пользователь далее может набирать нужные свойства и завершить выбор нажатием на кнопку "показать".

При этом на самом деле под каждым свойством (или не под каждым, а только под нужным вам) стоит ссылка на страницу комбинации этого свойства с текущим URL.

Пример реализации на сайте https://basicdecor.ru/category/283/

Конечно же, не обязательно размещать все ссылки прямо в фильтре. Могут применяться различные техники размещения тегов над или под каталогом товаров.

Кроме этого, во внутренней перелинковке нас интересует анкорная составляющая. Логично, что в фильтрах нигде не будут использоваться полные анкоры типа "белые кожаные балетки". Они будут равны названиям свойств – "белые", "подвесные" и пр.

Для проработки анкоров могут использоваться блоки перелинковки на карточках товара и в листингах товаров.

теги с полными анкорами на карточках товара

Еще один пример тегирования с полными анкорами

Так же не забываем про хлебные крошки. В которых кроме управления анкорами мы можем указать необходимое количество уровней и структуру.

Хлебные крошки включающие страницы фильтрации

Оптимизация краулингового бюджета является одной из самых важных задач при использовании фасетной навигации. Нам необходимо чтобы поисковые системы посещали только индексируемые URL сайта и не тратили своё время на закрытые от индексации URL.

Таким образом, вы должны выстроить такие методы размещения ссылок в навигации, чтобы неиндексируемые фильтры не имели внутренних ссылок. Тут могут использоваться различные хаки и наиболее правильным шагом будет поиск оптимального метода совместно с разработчиками сайта.

Например, если у вас реализован такой же метод, который я описывал выше (как на сайте basicdecor), вы можете при выбранных условиях просто не ставить ссылку в свойство фильтра, а подставлять её в кнопку "показать" которая генерируется после действия пользователя.

Кнопка показать с сгенерированной ссылкой

Наша цель – индексировать страницы со спросом и не индексировать страницы без него. Конечно можно долго и усердно собирать всю возможную семантику и потом пытаться натянуть всю эту структуру на сайт. Но так как речь идет о реально больших магазинах, практичнее применять различного рода логику на индексацию и не индексацию страниц. Затем "точечно закрывать дыры".

Можно использовать следующие условия и методы:

  • Не индексировать комбинации двух свойств одного фильтра ("белые красные босоножки");
  • Ограничивать количество фильтров в URL (например ограничить 3-мя фильтрами).
    Если речь идет о крупном магазине, объединяющем в себе различные тематики товаров, данные правила могут быть уникальными для каждого раздела товаров. Например, для раздела светильников ограничить 3 фильтра, а для раздела строительных материалов 1 или 2 фильтра.
  • Деиндексация определенных свойств (запрещаем индексацию свойств, не имеющих спроса);
  • Комбинаций свойств (некоторые свойства не нужно "перемножать". Поэтому просто запрещаем к индексации данные комбинации);
  • Точечно (списки страниц для индексации/деиндексации).

В случае с фасетной навигацией необходимо тщательно работать со свойствами фильтров. Нельзя допускать дублирование свойств внутри различных фильтров, или неточностей в формулировках (использовать кривые конструкции, не соответствующие спросу).

В идеале нужно использовать только те свойства, что имеют спрос. Иначе сайт будет генерить много низкокачественных страниц не интересных пользователю.

Имея дело с крупным интернет-магазином с фасетной навигацией, конечно же, не стоит писать заголовки для страниц вручную, во всяком случае на начальных этапах (хотя я видел много живых примеров где делали именно так, тратя кучу времени впустую...).

Работу с заголовками на таких сайтах правильнее разделить на два этапа – черновую и чистовую оптимизацию.

  • Черновая оптимизация подразумевает достижение "сносных" заголовков для интернет-магазина.
  • Чистовая — ручная, или не совсем, доработка заголовков с целью добавления дополнительной семантики (синонимов) и работа над повышением CTR.

В этапе работ над черновой оптимизацией необходимо реализовать и настроить функционал автоматической морфологии. Названия свойств и разделов/подразделов для текущего URL должны автоматически собираться между собой в строки с нужными нам последовательностью слов и склонениями.

Важно получить результат максимально приближенный к тому, что мы используем в речи, то есть верный с точки зрения грамматики, морфологии и т.д.

Например, выбрав раздел "диваны" со свойствами "модульные", "угловые", "кожаные" мы можем получить несколько разных вариантов:

  • Диваны модульные угловые кожаные
  • Кожаные модульные угловые диваны
  • Кожаные диваны модульные угловые

То есть при построении генерации заголовков, кроме подстановки верных склонений (род, число, падеж) нам нужно выстроить иерархию свойств, чтобы получить оптимальный результат.

! Если при работе со свойствами получится так, что внутри одного фильтра будут свойства, являющиеся прилагательными и существительными одновременно, могут возникнуть сложности и потребуются доработки и костыли в логике.

Получив оптимальный h1, можно использовать его и его варианты в других склонениях в тегах title, метатегах description и текстовых генерациях на сайте.

!Подсказка. На этапе черновой работы по шаблону вы можете добавить синонимы для свойств фильтра и использовать их в генерациях (кожаный / из кожи).

!Подсказка. Если вы хорошо настроили черновую оптимизацию, можно спарсив h1 получить вполне хорошие маркеры с привязкой к URL. Собираем для них WS и принимаем решение об индексации/деиндексации URL.

С чистовой оптимизацией всё просто. Реализуете функционал, с помощью которого можно заполнять заголовки для страниц вручную. Если указаны ручные заголовки, они должны заменять генерируемые. Кроме того на этом этапе можно подчищать свойства фильтров, исправляя их на максимально приближенные к семантике и исправляя ошибки автоматической морфологии. Изи.

В работе с фасетной навигацией есть 4 основные задачи:

  • оптимизация краулингового бюджета;
  • управление индексацией страниц;
  • оптимизация перелинковки;
  • оптимизация семантики (генерации).

Проработав грамотную логику на каждом из этапов вы получите большой объем оптимизированных страниц, где базовая оптимизация достигается практически автоматически и вам остается только "подталкивать" страницы в ТОП =).